Джордж Истман - основатель компании "KODAK"

01.09.2009
"Вы нажимаете кнопку затвора, а мы делаем все остальное". - это был слоган для рекламы первых фотоаппаратов "KODAK" которую придумал Джордж Истман - основатель компании "KODAK"
В вестибюле концертного зала музыкальной школы, основанной Истманом в Рочестере (штат Нью-Йорк), висит мемориальная доска, увековечившая память Марии Килбурн, матери Джорджа Истмана. И это очень символично. Человек, создавший компанию "Кодак", очень любил свою мать, которая разделяла с ним все невзгоды и в детстве и в юности. Радостью его жизни была музыка. Он верил всем сердцем, что прогресс общества почти всецело зависит от образования. Основание музыкальной школы и постройка театра, колыбели филармонического оркестра в Рочестере, позволили Истману претворить мечты в жизнь. Его щедрость оказывала огромное влияние на жизнь сотен людей и на весь город Рочестер в целом, и эта филантропическая акция - еще одно тому подтверждение. Создание многонациональной компании и ее становление как важного промышленного центра требовало огромных усилий и жертв. Все было очень непросто.
Детство
Джордж Истман родился у Марии Килбурн и Джорджа Вашингтона Истмана 12 июля 1854 года в деревне Уотервиль, в 20 милях на юго-запад от г. Ютики (штат Нью-Йорк). Он был самым младшим из троих детей. Их старый дом, где родился не только Истман, но и его отец, дом, где Истман провел свое детство, был перевезен в Музей графства Джинеси в г. Мамфорд (штат Нью-Йорк) близ Рочестера. Когда Джорджу было 5 лет, его отец продал хозяйство и семья переехала в Рочестер. Отец отдал все свои силы основанию торгового колледжа. Но случилось непоправимое - отец Джорджа умер. Строительство колледжа прекратилось, и семья попала в трудное финансовое положение. Джордж бросил школу в 14 лет, чтобы пойти работать и поддерживать семью. Сначала он работал посыльным в страховой компании с окладом 3 доллара в неделю, годом позже - клерком в другой страховой фирме. По собственной инициативе он принял на себя дополнительные обязанности и стал заполнять страховые полисы, а иногда даже сам их готовил. Его жалованье увеличилось до 5 долларов в неделю.
Но даже это повышение не способно было покрыть все семейные расходы. И поэтому по вечерам он изучал бухгалтерское дело, надеясь получить более высокооплачиваемую должность.
В 1874 году после пятилетней работы в страховой компании его назначили на должность младшего клерка в Сберегательном банке Рочестера. Жалованье Джорджа составляло уже 15 долларов в неделю. В возрасте 24 лет Джордж Истман решил отдохнуть в Санто Доминго. Когда его товарищ посоветовал ему зафиксировать свои впечатления об этой поездке, Джордж купил себе фотоаппарат с принадлежностями для приготовления и обработки влажных стеклянных фотографических пластин. Фотоаппараты по размерам напоминали современные микроволновые печи, а для их установки необходимы были тяжелые треножные штативы. Кроме того, с собой надо было носить палатку. Эта палатка предназначалась для нанесения фотоэмульсии на пластины перед экспонированием, проявления и высушивания. Кроме этого, с собой необходимо было носить химикаты, стеклянные емкости, тяжелый держатель для пластин и кувшин с водой. Только лошадь, по словам Истмана, была в силах донести до места съемки всю эту экипировку. Наконец, инструктаж по пользованию всем этим оборудованием для фотографирования стоил 5 долларов.
Однако Истман так и не поехал в Санто Доминго, но очень заинтересовался фотографией и задумался над тем, как упростить сложный процесс фотографирования. 'Автопортрет', сделанный на экспериментальной пленке.
Из английских журналов Истаман узнал, что фотографы сами готовят фотоэмульсию из желатины. Стеклянные пластины, на которые наносилась эмульсия, оставались чувствительными к свету и после высыхания и могли экспонироваться позже. Воспользовавшись рецептом, взятым из этих журналов, Истман приступил к самостоятельному приготовлению желатиновой фотоэмульсии. Днем он работал в банке, а ночью экспериментировал на кухне. Его мама вспоминает, что иногда он так уставал, что не раздевшись, спал на полу, на одеяле около кухонной плиты.
После трех лет экспериментов ему, наконец, удалось разработать рецепт новой фотоэмульсии. В 1880 году Истман не только изобрел сухую фотопластину, но и создал машину для массового изготовления таких пластин. Он быстро понял перспективность бизнеса, связанного с изготовлением сухих фотопластин и продажей их фотографам.
Рождение компании
В апреле 1880 года Истман взял в аренду третий этаж здания на улице Стейт в Рочестере и приступил к производству сухих пластин на продажу. Одной из его первых покупок был подержанный двигатель стоимостью 125 долларов.
Позднее Истман вспоминал : "Мне нужна была только одна лошадиная сила, а эта установка тянула на две. Но я верил, что мой бизнес от этого только выиграет. Стоило рискнуть, и я решился". В период становления молодой компании Истману пришлось однажды испытать полное крушение его надежд, когда в руки покупателей попали некачественные пластины. Истман заменил их хорошими. "Мы потратили на это последние деньги", - вспоминал он, - "но приобрели нечто более важное - репутацию".
"Фотография полностью нас поглотила, и мы не только выпускали сухие пластины, но и каждый день стали заниматься фотографией. Мы хотели так упростить процесс фотографирования, чтобы фотоаппаратом можно было пользоваться так же легко, как и обычным карандашом". Эксперименты Истмана были направлены на поиск более легкой и гибкой основы для эмульсии, чем стекло. Он начал наносить фотографическую эмульсию на бумагу, а затем скручивал ее и помещал в круглую кассету. Эта кассета использовалась в фотоаппарате вместо кассеты для стеклянных пластин.
В 1885 году в газете появилась следующая реклама: "Вскоре вам будет представлена новая светочувствительная пленка - более экономичный и удобный заменитель сухих стеклянных пластин для фотографирования в студии и на улице".
Эта фотографическая система с использованием круглых кассет рулонной бумаги, покрытой фотоэмульсией, имела громадный успех. Однако использование бумаги в качестве подложки для эмульсии имело свои недостатки. Зернистая структура бумаги проявлялась в повышении зернистости фотографического изображения.
Истман решил покрыть бумагу слоем обычной растворимой желатины, а затем слоем нерастворимой светочувствительной желатины. После экспонирования и проявления слой желатины с изображением снимался с бумаги и переносился на лист прозрачной желатины. Далее этот слой покрывался коллодиевым лаком - раствором целлюлозы, образующим при высыхании прочную гибкую пленку.
Совершенствуя технологию изготовления прозрачной рулонной пленки и конструкцию круглой кассеты, Истман полностью изменил направление своей деятельности и создал базу, на основе которой можно было достичь успеха в любительской фотографии.
Позднее Истман вспоминал: "Когда мы начали работать над созданием пленки, мы думали, что фотографы, использующие стеклянные пластины, с большим энтузиазмом воспримут наше изобретение и перейдут на применение пленки. К сожалению, выяснилось, что лишь немногие воспользовались нашим изобретением. Для того чтобы достичь больших успехов в этом бизнесе, мы должны были сделать так, чтобы фотография стала доступной всем".
Реклама
Дж. Истман беспредельно верил в рекламу и ее возможности. Он сам писал рекламные тексты для своей продукции, помещаемые в ведущие газеты и журналы. Первый рекламный слоган, созданный Истманов
Истман сам придумал слоган для рекламы своего фотоаппарата в 1888 году: "Вы нажимаете кнопку затвора, а мы делаем все остальное". Эта фраза стала знаменитой. Позднее идеи Истмана в области рекламы стали воплощаться менеджерами по рекламе во всех рекламных материалах компании. Изображение "кодаковской девушки", держащей фотоаппарат и улыбающейся фотографам, стало популярным. В 1987 году слово "Kodak", освещенное лампочками на Трафальгарской площади, стало одним из первых логотипов, используемых в рекламе.
Сегодня торговую марку фирмы "Kodak," придуманную Истманом, знает практически каждый. Впервые слово "Kodak" было зарегистрировано как торговая марка в 1888 году. Создавалось множество красивых теорий по поводу происхождения этого слова. Но оказалось, что Истман просто его придумал.
Джордж Истман так объяснял происхождение этого слова: "Я сам придумал это слово. Буква "К" - моя любимая буква алфавита. Она мне кажется сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву "К". И слово "КОДАК" - результат моих попыток". Слово "КОДАК" окружено контрастным желтым фоном. Этот логотип теперь стал неотъемлемой частью оформления продукции компании Kodak и известен по всему миру.
Благодаря изобретательскому гению Истмана, любой может фотографировать, просто нажимая кнопку затвора компактного фотоаппарата. Он всех нас сделал фотографами.
Помощь служащим
Личные качества, изобретательность и демократизм Истмана помогли ему предвидеть очень многое в создании своего собственного дела. Он смотрел далеко вперед и считал, что служащие должны получать, кроме зарплаты, нечто большее.
С самого начала он стал подумывать о дивидендах на зарплату для своих служащих. Так, в 1899 году Истман распределил между своими служащими довольно большую сумму денег. Позже он создал фонд "дивидендов на зарплату", из которого каждый служащий, помимо зарплаты, получал ежегодные дивиденды, пропорциональные ежегодной прибыли компании. Таким образом, чистая прибыль от доходов компании распределялась между служащими компаниями.
Процветание любой компании, по мнению Истмана, зависит не только от изобретений и их оригинальности, но и в большей мере от доброжелательности и лояльности служащих, которые, в свою очередь, должны участвовать в распределении прибыли предприятий.
В 1919 году Истман пожертвовал служащим одну треть своих личных средств из фонда компании - 10 млн. долларов. Затем последовало введение пособия по уходу на пенсию, страхования жизни и пособия по нетрудоспособности. Со всеми этими льготами и дивидендами служащие спокойно смотрели в будущее, верили в стабильность своего положения.
Карл Акерман, автор его биографии, писал в 1932 году: "Мистер Истман был гигантом своего времени. Потребовались годы для осознания и принятия его социальной философии. А он уже тогда использовал ее для строительства своей компании".
Филантропия
Истман известен не только как пионер в фотографии, но и как филантроп. И здесь, как и во всем остальном, он был страстным энтузиастом.
Он начал помогать некоммерческим институтам, когда его собственный доход составлял 50 долларов в неделю - он оказывал денежную помощь молодому, борющемуся за выживание Механическому институту в Рочестере (сейчас - Рочестерский технологический институт).
Его любимцем стал Массачусетский технологический институт, так как многие выпускники этого института стали лучшими помощниками Истмана. Его суммарный безвозмедный вклад в бюджет института составил почти 20 млн. долларов. Все вклады он делал анонимно под именем "Мистер Смит", и слухи о таинственном мистере Смите быстро распространились среди студентов и преподавателей. Это имя даже попало в популярную песенку института.
Особый интерес Дж. Истман проявлял к стоматологическим клиникам. Был разработан комплексный план по финансированию стоматологической клиники в Рочестере (сумма составляла 2,5 млн. долларов). Он финансировал массовое производство лекарственных стоматологических препаратов для детей. Стоматологические клиники также были созданы в Лондоне, Париже, Риме, Брюсселе и Стокгольме.
Когда Дж. Истмана спросили, почему он так любит стоматологические клиники, он ответил: "В этой области я лучше ощущаю результаты от своей благотворительности. Медициной установлено, что за зубами, горлом и носом детей нужно следить с раннего детства. Если они будут здоровые, веселые и красивые, у них больше шансов достичь успехов в жизни".
Истман очень любил музыку и хотел, чтобы другие также почувствовали всю ее красоту и наслаждались ей. Он основал и взял на попечение музыкальную школу, театр и симфонический оркестр. Истман говорил: "Очень легко нанять профессиональных музыкантов, но невозможно купить любовь к музыке. Все попытки вызвать эту любовь у людей обречены на провал, если большинство людей не получают от нее удовольствие". Его план преследовал практическую цель - приучить людей к музыке, и результат был таков, что жители Рочестера десятилетиями поддерживали свой собственный филармонический оркестр.
Благодаря Истману процентная ставка на капитал, вложенный в стоматологические клиники, увеличилась. Истман был инициатором и способствовал принятию программы развития медицинской школы и больницы в Рочестерском университете.
Истман внес большой вклад в улучшение жизни населения Рочестера. Он проявлял заботу и о чернокожем населении - об этом свидетельствуют многочисленные подарки институтам Хэмптон и Таксидж. Однажды он выписал чек на 30 млн. долларов Рочестерскому технологическому университету и институтам Хэмптон и Такскидж. "Мировой прогресс полностью зависит от уровня образования. Я выбрал именно эти институты, так как хотел вложить деньги в определенные области образования. Я чувствовал, что именно здесь смогу получить результаты быстрее всего". Без преувеличения можно сказать, что Истман служил людям.
Часы отдыха
Джордж Истман был очень скромным человеком и избегал выставлять свою личную жизнь напоказ. Парадоксально, но человек, чье имя ассоциируется с фотографией, сам фотографировался очень редко. По сравнению с другими известными людьми своего времени, сохранилось лишь немного фотографий самого Истмана. Когда он прогуливался по главной улице Рочестера, прохожие его не узнавали. Его увлечениями стали музыка, цветы, картины и природа.
Он жил в соответствии со своей собственной философией. "То, что мы делаем во время работы, определяет наше материальное положение, а то, что мы делаем во время отдыха, - нашу сущность". С ним никто не мог сравниться по способности трудиться без устали. Он был высоким профессионалом в своем деле, а дома и во время отдыха становился нежным и любящим человеком.
Как мастер на все руки, Истман любил столярничать в своем простом охотничьем домике в Северной Каролине. Он увлекался охотой и рыбалкой, тщательно готовил свое охотничье снаряжение - каждый предмет у него имел свой номер и место в багаже в зависимости от веса и размера. Собирая снаряжение, он руководствовался принципом, что любой взятый предмет должен использоваться на охоте минимум два раза. Истман был отличным кулинаром: его рецепты были точными и во всех походах его назначали главным поваром.
Во время своих ранних поездок по Европе он посещал картинные галереи, следуя определенной системе. Когда у него появилась возможность приобретать шедевры живописи, он говорил: "Я никогда не покупаю картину, пока она не побудет некоторое время у меня в доме". И результат был налицо: в его доме была собрана прекрасная коллекция картин.
Мечта первооткрывателя
Истман был скромным человеком, изобреталем, специалистом, организатором, человеком с богатым воображением, патриотом и филантропом.
В некрологе, посвященном кончине Истмана, газета "Нью-Йорк Таймс" писала: "Истман внес огромный вклад в развитие системы образования современного мира. Он помогал учебным и научным учреждениям, поддерживал музыкальную культуру, содействовал укреплению здоровья людей, помогал беднякам и, превратив свой родной город в центр культуры, прославил свою страну в глазах всего мирового сообщества".

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее

Проекты

2015

Проект по подбору персонала на вакансию менеджер по работе с клиентами в компанию по производству и продаже бытовой техники премиум класса.

Подробнее

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 22.03.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее

Статьи

Видео. Версия защиты

Из видео вы узнаете о победах с использованием стратегии версии защиты

Подробнее