8 800 555 85 03

Какие ошибки совершают предприниматели, оформляя на работу генерального директора

03.06.2017

При аудите кадровых документов мы сталкиваемся с одной и той же проблемой у клиентов: трудовой договор генерального директора не отвечает требованиям законов. Хоть одна ошибка, да имеется.

Однако при любой проверке трудовой инспектор посмотрит этот договор в первую очередь. А штраф за несоответствие трудового договора Трудовому кодексу (ТК) составляет 110 000 руб.

success-1476035_960_720.jpg

Первая ошибка – в самом начале документа. Многие в договоре не указывают дату начала работы руководителя, а это обязательное требование закона. Если на момент оформления дата неизвестна, достаточно позднее всего лишь сделать дополнительное соглашение, в котором ее и указать. Такое регулярно встречается, если директор – иностранный гражданин.

Если директор – экспат, в трудовом договоре обязательно должны быть ссылки на разрешительные документы, дающие право работать в России. Чаще всего бывает, что, когда директора оформляют, этих данных у менеджера по персоналу нет, а когда разрешение на работу в нашей стране получено, кадровик забывает сделать дополнительное соглашение к трудовому договору.

Как и любой сотрудник, генеральный директор может быть принят бессрочно или на определенный период. Но если вы заключаете срочный трудовой договор, не забудьте аргументированно это обосновать, иначе документ будет считаться бессрочным.


Очень часто неправильно указывается место работы. Как правило, пишут лишь адрес, а по закону надо указать название компании-работодателя и ее адрес. Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса можно ограничиться указанием только населенного пункта, где зарегистрирована компания.

Надо обратить внимание и на оплату труда руководителя. Если доход директора превышает 25% стоимости имущества (для ООО) или стоимости активов (для акционерных обществ), трудовой договор должен согласовать высший совещательный орган – собрание участников или совет директоров, потому что такой договор считается крупной сделкой, которую нельзя заключить единолично.

Гендиректор отвечает за сохранность конфиденциальной информации, касающейся компании и ее контрагентов. И в трудовой договор надо обязательно добавить соответствующий пункт.

Наниматели забывают описывать в документе условия труда гендиректора на рабочем месте, хотя такое требование действует с 2014 г. Нужную информацию можно взять из карты аттестации рабочих мест или карты специальной оценки условий труда. Если ни то ни другое еще не проводилось, надо указать, что информация об условиях труда будет внесена после спецоценки. И не забыть ее потом добавить.

Самая удивительная, но весьма распространенная ошибка: в трудовом договоре генерального директора неполно или вообще не описаны его обязанности и ответственность. И это мешает потом уволить директора за серьезные нарушения – превышение полномочий или хищения. Как доказать, что гендиректор плохо исполнял должностные обязанности, если в трудовом договоре нет описания его функций? Конечно, расстаться с гендиректором можно и за день, если так решат учредители или совет директоров. Но тогда он должен получить выходное пособие не менее чем в три месячных оклада в соответствии со ст. 278 ТК. А ведь речь идет о нарушителе, которого уволить можно и без выплат.

В договоре надо предусмотреть должностную инструкцию, указать полномочия и сопоставить их с локальными нормативами компании. Относиться к оформлению гендиректора на работу нужно еще внимательнее, чем к найму других сотрудников.

Елена Кожемякина

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее

Проекты

2015

Проект по подбору персонала на вакансию менеджер по работе с клиентами в компанию по производству и продаже бытовой техники премиум класса.

Подробнее

Новости

Обновление налогового законодательства за август 2017

Обзор писем Минфина России за август 2017

Подробнее

Статьи

5 маркетинговых трендов родом из 2017

Как насчёт того, чтобы держать руку на пульсе самых свежих тенденций в маркетинге? Хотите узнать о векторе развития интернет-продвижения, о совершенно новых маркетинговых трендах и внедрить их в свою работу раньше остальных? Если вы ответили да – эта статья для вас.

Подробнее