Оптимизируй налоги и спи спокойно.

28.06.2006

Ольга Хибакова , АЦ «Сибирь»

В 2005 году рынок налогового консалтинга заметно оживился. Причинами подъема стали активность самих консультантов и сложность российского законодательства


МАТЕРИАЛЫ

График 1

2005 год стал для сибирских налоговых консультантов рекордным

Таблица 1

Рейтинг консалтинговых компаний сибирского региона по итогам работы в 2005 году

Таблица 2

Стратегическое планирование и организация развития

Ресурсосберегающий консалтинг

Директор ИТ-консалтинговой компании «Форус Консалт» (Новосибирск) Сергей Цодиков

Особенности практики налогового консультирования

Против придирок чиновников Председатель совета директоров Группы компаний «Градиент...

 

Исследование консалтингового рынка Сибири по итогам 2005 года, проведенное Аналитическим центром «Сибирь», показало, что совокупная выручка от оказания консалтинговых услуг у компаний, принявших участие в проекте, составила 944 млн рублей. По сравнению с 2004 годом консалтинг вырос на 45%. Можно уверенно констатировать переход рынка в фазу стабильного роста: двукратное увеличение объемов, наблюдавшееся в 2003 году, осталось в прошлом.

Титулованные советники

Ряд компаний-лидеров из первой десятки рейтинга продемонстрировали снижение выручки, чего в предыдущие годы не было. О стабилизации рынка говорит и тот факт, что по итогам 2005 года доля компаний, удвоивших (как минимум) обороты, в рейтинге составила 18% по сравнению с 22% годом ранее.

 Лидерство в нашем рейтинге принадлежит аудиторско-консалтинговой группе «Руфаудит Альянс» (Москва). Традиционно сохраняет ведущие позиции новосибирский холдинг «Люди дела». Московскую компанию «Развитие бизнес-систем» отодвинули со второго на пятое место региональные конкуренты. Группа компаний «Форус», демонстрирующая феноменальные темпы роста среди компаний первой десятки, вышла на четвертое место.

Степень концентрации, рассчитываемая как доля в общей выручке пятерки лидеров, сократилась с 57% в 2004 году до 47% по итогам 2005 года. Заметно увеличилась представленность московских компаний в рейтинге. На их долю теперь приходится 35% по сравнению с 24% в 2004−м. Синусоида активности Анализ динамики выручки десятки лидеров в сегменте налогового консалтинга показывает, что в 2003 году она равнялась 49 млн, а в 2004−м — только 35 млн. Таким образом, рынок просел. Объяснить высокие показатели 2003 года можно тем, что в 2002 году был принят новый Налоговый кодекс, оказавшийся малопонятным для многих налогоплательщиков. Тогда широкому кругу компаний пришлось прибегать к помощи со стороны. К следующему году некоторые из них освоились в перипетиях нового кодекса и смогли разбираться в налогах самостоятельно. В 2004 году существенный удар по налоговому консалтингу нанес бум информационных технологий в регионе. В этот период на ИТ-консалтинг пришлось 40% совокупной выручки. Но затем налоговый консалтинг смог реабилитироваться. ИТ-управленческий консалтинг, демонстрировавший рекорды роста в 2004 году (51,5%), в 2005−м резко сдал. Прирост в этом сегменте составил только 20,5% (при среднем росте в 45%).

В результате, если в 2004 году доля выручки налогового консалтинга составляла 8,4%, то в 2005 году она увеличилась до 21%. Прирост в сегменте налогового консалтинга составил 30%. Как показывают данные нашего рейтинга, доля компаний, для которых налоговый консалтинг является приоритетным, стабильна в 2004–2005 годах — 17–18%. Скорее всего, это говорит о том, что консалтинговой компании, даже в ответ на веяния рынка, сменить устоявшуюся специализацию сложно.

Между Сциллой и Харибдой

Одна из основных причин существования налогового консалтинга — противоречивость отечественного законодательства в налоговой сфере. Дело в том, что к координации сборов налогов в России причастны два ведомства: Министерство финансов и Федеральная налоговая служба (ФНС). Согласно письму Минфина от 21 сентября 2004 года № 03−02−07/39, их функции выглядели следующим образом. Правом трактовать неясности и противоречия налогового законодательства обладали только финансовые органы. Налоговые органы должны были доводить до налогоплательщиков информацию, которая прописана в Налоговом кодексе.

Но иногда случалось, что точки зрения на механизмы начисления налогов у этих ведомств не совпадали несмотря на то, что они опирались на одинаковые законы и подзаконные акты. В итоге крайним оказывался налогоплательщик, которому приходилось выбирать между Сциллой в лице ФНС и Харибдой в образе Минфина. Разграничение полномочий этих ведомств не смогло полностью исключить путаницы, поэтому приказом Минфина России от 9 августа 2005 года № 102н была создана межведомственная комиссия по координации взаимодействия чиновников этих ведомств, которая должна разрешать все спорные вопросы.

Но до сих пор участники рынка отмечают, что белые пятна законодательства никуда не исчезли. Одинакового понимания кодекса нет не только на федеральном, но и на региональном уровне. Налоговые инспекции различных городов могут трактовать законы по-разному. К тому же налоговые проверки, участившиеся в 2005 году, тоже не добавили спокойствия бизнесменам. В результате предприниматели вновь потянулись к налоговым консультантам.

 «Иногда бывает достаточно одной консультации. Если нет, то после нее обычно приходится общаться с налоговой инспекцией, которая неохотно идет на контакт. Если и там вопрос не решается, обращаемся в вышестоящие налоговые органы или в арбитражный суд, — рассказывает директор компании «Натали-Консалтинг (Омск) Валерий Лупонос. — На нашей практике самый затянувшийся случай — семь заседаний арбитражного суда, потом мы подали кассационную жалобу, которую рассматривали три арбитражных судьи в Новосибирске. Основные сложности возникают оттого, что налоговые инспекторы руководствуются письмами, которые выпускает Федеральная налоговая служба. Инспекция ставит эти письма выше Налогового кодекса, что противоречит принципам нашего налогового законодательства».

Это говорит о том, что традиционные виды консалтинга, в частности налоговый, по-прежнему востребованы. «Рынок консалтинговых услуг очень емкий, практически безграничный. Можно привести список, включающий сто видов консалтинговых услуг, на которые уже существует платежеспособный спрос, только нет формализованных технологий их оказания, обученных и опытных специалистов. Спрос превышает предложение на рынке консалтинга», — считает генеральный директор компании «Эксклюзив консалтинг» (Новосибирск) Ольга Гаращенко.

Отсутствие закона освобождает от ответственности

В чем выражается помощь консультанта? Хотя Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право получить бесплатную консультацию налоговых органов по месту учета, консультанты без работы не сидят. Как правило, такой информации бывает недостаточно, кроме того, наибольшую ценность для плательщиков все же представляют практические советы, призванные защитить их собственные интересы.

«К наиболее частым способам снижения налогового бремени, рекомендуемым консультантами, относятся его оптимизация через договор: выбор оптимального с налоговой точки зрения контрагента, включение налоговых оговорок, специальных условий или же использование специальных методов снижения налогового бремени — к примеру, метод отсрочки налогового платежа, использования льгот применительно к исчислению налога на доходы физических лиц, ЕСН, страховых платежей, налогу на имущество физических лиц», — говорит начальник департамента общего консалтинга и налогового планирования компании «АРКО-аудит» (Новосибирск) Марат Мальцев.

Обычно налоговый консалтинг связан не только с приведением налоговой отчетности в порядок. Продвинутый консалтинг состоит в реформировании бизнес-процессов предприятия в рамках действующего законодательства. Для этого возможно выделение части бизнеса в отдельное юридическое лицо либо, наоборот, слияние. Здесь уже требуется достаточно длительная работа, и не всегда компания-заказчик готова пойти на это, поскольку выгоды от подобных трансформаций в краткосрочной перспективе могут быть неочевидны. Квалифицированная команда консультантов в дальнейшем может отстаивать права клиента в суде.

Методика расчета показателей

Рейтинг консалтинговых компаний сибирского региона подготовлен АЦ «Сибирь» в марте–апреле 2006 года по методологии рейтингового агентства «Эксперт РА ». >В ходе составления рейтинга анкеты были разосланы 280 компаниям, на предложен— ные вопросы ответили 67. Корректность информа— ции гарантируется подписью первого лица и печа— тью организации, в некоторых случаях—финансовой отчетностью компании. В качестве основного показателя ранжирования использовался объем выручки компаний в 2005 году от оказания консатинговых услуг клиентам, находящимся на территории Сибирского федерального округа. Для рейтинга ряд компаний предоставили уточненные данные по итогам работы за 2004 год, поэтому показатели выручки от аудита за этот период могут не совпадать с данными предыдущего рейтинга («Э-С» No 21 за 30 мая – 5 июня 2005 г.). Ознакомитьсяс более подробной информацией об условиях участия в проекте «Сибирский аудит и консалтинг», а также получить анкету можно на сайте журнала «Эксперт-Сибирь» www.expert-sibir.ru.

Чтобы получить профессию налогового консультанта, нужно пройти обучение в специально созданной при Палате налоговых консультантов учебной организации, а затем аттестоваться. Кроме того, Палата аккредитует образовательные учреждения на право реализации программ подготовки консультантов по налогам и сборам, которых сейчас в России более 80. Сегодня законом не предусмотрена ответственность налогового консультанта за рекомендации. Но компания, обращающаяся к помощи специалиста, может заключить договор, где будет предусмотрена возможность возникновения налоговых претензий по тем методам налогообложения, которые были предложены консультантом. В случае принятия неверного решения консалтинговая компания может понести финансовую ответственность.

В сфере регулирования деятельности налоговых консультантов далеко не все ясно. Примерно с 2000 года ведется речь о том, что нужно принять Федеральный Закон «О налоговом консультировании». Пока существует лишь проект этого закона. Учитывая, как долго аудиторы ждали своего закона «Об аудиторской деятельности», очевидно, и тут не приходится говорить о быстром принятии документа, столь необходимого налоговым консультантам.

 Отсутствие закона, регулирующего сферу налогового консультирования, создает барьеры для развития этого сегмента консалтинга. В условиях законодательного вакуума статус консультанта четко не прописан. Некоторые предприятия стараются не прибегать к услугам консультантов потому, что опасаются применять оптимизированные и льготные схемы налогообложения, сомневаясь в их законности и опасаясь «возмездия» государства. В то же время и сами консультанты понимают опасения компаний и предлагают более структурированный и легальный продукт, нежели использование серых схем.

Источник: «Эксперт-Сибирь»

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее

Проекты

2015

Проект по подбору персонала на вакансию менеджер по работе с клиентами в компанию по производству и продаже бытовой техники премиум класса.

Подробнее

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 10.05.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее

Статьи

Видео. Эффективная договорная работа

Из видео вы узнаете, как оптимизировать работу доверителей и минимизировать его риски со стороны проверяющих органов.

Подробнее