Аудиторы Холдинга «Люди Дела» заняли 6 место в ренкинге журнала «Аудитор»
В проводимом ежегодном ренкинге аудиторов РФ журнала "Аудитор" Холдинг "Люди Дела" занял 6 место среди 30 участников. В статье представлено первые 10 позиций.
Тенденции отечественного рынка аудита в 2012г.
В последние годы общие процессы глобализации мирового хозяйства вносят значительные изменения и в механизмы развития экономики России. Происходит не только расширение пространства для ведения бизнеса как на внутренних, так и на внешних рынках, но и проявляется необходимость во внедрении современных технологий (инновационного уровня) и совершенствовании механизмов управления в организациях, внедрении международных стандартов, что необходимо для повышения эффективности их деятельности, качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также их конкурентоспособности.
Следует заметить, что аудиторско-консалтинговый бизнес непосредственно связан с этими событиями, а во многих случаях и имеет определенное влияние на них. Конечно, аудит и консалтинг не являются драйверами роста рынков, но относятся к числу механизмов, обеспечивающих поддержку управленческой составляющей в компаниях, непосредственно развивающих рынки.
Несмотря на оптимистичные оценки экспертов, отечественный рынок аудиторских услуг в 2012 г. не проявил значимого роста и видимых драйверов развития. На это прямо указывают данные Министерства финансов о выручке аудиторских компаний за 2012 г. – всего 50,9 млрд руб. против 50,8 млрд руб. в 2011 г.
В связи с недостаточным вниманием со стороны государства к необходимости развития аудита, что проявляется в последние годы как на законодательном, так и на исполнительном уровне, застойные явления в отрасли налицо. Несмотря на ажиотаж и дискуссии по поводу проведенной переаттестации аудиторов, нельзя сказать, что процесс получения единого аттестата аудиторами сыграл какую-либо серьезную роль в изменениях на рынке аудиторских услуг. При отсутствии факторов роста рынка это только укрепило уже имеющееся на рынке аудита расслоение: крупнейшие и особо энергичные получают крупнейших клиентов и консультируют наиболее динамичный бизнес, остальным достаются остатки. Отсутствие в течение последних трех лет значительных изменений в сложившемся распределении аудиторских компаний на рынке по масштабам их деятельности свидетельствует о том, что рынок аудиторско-консалтинговых услуг находится в состоянии застоя, и об отсутствии новых факторов роста.
Увеличение выручки аудиторских компаний за 2012 г. на 0,2% вряд ли можно считать ростом рынка, поскольку это несоизмеримо даже с темпами инфляции. По факту наблюдается серьезное снижение реальных объемов аудита.
Во многом этому способствует и общая ситуация на рынке интеллектуальных услуг, и аудита в частности. Во всем мире как по причине всеобщей информатизации, насыщения информационного пространства, так и наличия обширной базы знаний в свободном доступе растет общий уровень запросов как клиентов аудиторских компаний, так и государственных регуляторов. Требования к деловым качествам аудитора и его квалификации постоянно повышаются, но не всегда этот процесс происходит логически верно и конструктивно.
В последние годы часто проявляющиеся проблемы двойных стандартов, нечистоплотности ведения бизнеса, отсутствия ответственности привели к тому, что предназначение аудитора как независимого эксперта в интересах общества в определенной степени нивелируется отдельными действиями регулятора – например, заставить аудиторов на общественных началах помогать неэффективно работающей налоговой системе государства и др. Грешат этим не только российские регуляторы рынка аудиторских услуг, определенные сложности с реализацией функций аудита присутствуют в экономиках государств Европы, США, в других развитых странах. Несмотря на солидный возраст аудита в Великобритании, проблемы взаимоотношений аудиторов с бизнесом и властью там до сих пор не решены, хотя причины проблем стары как мир и всем известны, и как модно сегодня говорить — «человеческий фактор», а если конкретнее – ограниченность ресурсов, жажда наживы и отсутствие ответственности и наказания за прегрешения перед обществом.
По данным Министерства финансов РФ, в контрольном экземпляре реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2012 г. произошли изменения количественного состава участников рынка аудиторских услуг в России. Так, число аудиторских организаций в Российской Федерации составило 4,8 тыс., индивидуальных аудиторов – 0,9 тыс., аудиторов – физических лиц – 24,1 тыс. чел., из них сдали упрощенный экзамен и получили единый аттестат нового образца -3,2 тыс. чел., т.е. снижение количества участников рынка аудита по каждой позиции составляет 9-10%.
Очень хочется надеяться, что работа, проведенная в течение двух лет саморегулируемыми организациями аудиторов по законодательному закреплению мер, обеспечивающих административную ответственность за непроведение обязательного аудита, не пройдет даром, и с завершением очередного отчетного периода они реально будут действовать.
Во многом определяющим фактором отсутствия положительной динамики на рынке аудиторских услуг является ежегодное уменьшение общего количества компаний, подлежащих обязательному аудиту. По данным Министерства финансов, количество клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых была проаудирована, ежегодно снижается.
Уже не первый год российский аудит поддерживается на плаву за счет сопутствующих аудиту услуг — оценки, консультирования, бухгалтерского аутсорсинга. Хотя и в этой части деятельности аудиторско-консалтинговых компаний не все так гладко, но по-прежнему пользуются высоким спросом услуги консалтинга — юридического, налогового, финансового и IT-консалтинга.
Положительный рост выручки аудиторско-консалтинговых компаний по итогам 2012 г. на 12%, по данным «Эксперт-РА» и «Коммерсант-Деньги», можно считать некоей иллюзией роста, поскольку данные этих исследований основаны на ограниченном сегменте рынка аудита и консалтинга — 50—100 крупнейших компаний и групп компаний, которые, несмотря на масштабы своей деятельности, не отражают полностью показатели всего рынка. А если сопоставить эти данные о росте выручки с весьма скромными официальными цифрами Минфина, то получается, что оставшиеся 4,7 тыс. аудиторских организаций постигла участь значительного падения выручки по сравнению с прошлым годом.
По отчету Министерства финансов, публикуемому ежегодно, также возникает много вопросов.
Например, если берутся в качестве основной выборки 50 первых (крупнейших) аудиторских организаций как основной объем рынка данного вида услуг, то получается, что основной массой аудиторских организаций на рынке можно пренебречь? Или, например, как можно выводить «типичную аудиторскую организацию в других регионах, включая Санкт-Петербург»? Рынок аудита в Санкт-Петербурге имеет значительный объем, а аудиторские организации, работающие на нем, как раз нетипичны для других регионов. В каждом регионе (а не в Федеральном округе) свой рынок аудита и консалтинга, и его необходимо анализировать отдельно. Конечно, проще всего дать общую оценку рынка по данным группы ведущих компаний, а остальных назвать «типичными средними и мелкими». Но это неполноценный анализ рынка, а ошибочные или неполные данные, как правило, приводят к неэффективному управлению.
Поскольку застойная ситуация в сфере аудиторской деятельности продолжается уже не первый год, то соответственно возникает вопрос: кому, кроме самих аудиторов, интересна их судьба? Регулятору или Росфиннадзору, а может быть, законодателям? Ответ очевиден.
Конечно, многолетние проблемы с развитием отечественного аудита усугубляются «сложной кармой» регулятора — распорядителя и контролера по сути. Министерство экономического развития могло бы быть лучшим регулятором в данной ситуации, поскольку напрямую заинтересовано в развитии экономики России и объективной ее оценке.
Но что, например, мешает саморегулируемым организациям аудиторов самостоятельно заняться объективным анализом и оценкой рынка аудиторских услуг в России? Возможно, зная досконально ситуацию изнутри сектора аудиторских услуг и имея ее документальное подтверждение, у них было бы больше аргументов в общении как с законодательной, так и с исполнительной ветвями власти.
В настоящее время у СРО аудиторов есть все возможности для самостоятельного анализа отечественного рынка аудита:
- статистическая форма № 2-аудит как объективный источник данных;
- желание аудиторов сохранить и развивать возможности профессиональной деятельности;
- острая необходимость в исследовании своего поля деятельности и в справедливой оценке рынка аудиторских услуг.
Единственным препятствием является, пожалуй, то, что сбор и обработка данных по форме федерального государственного статистического наблюдения № 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности» (утвержденной приказом Росстата от 23.11.12 № 615) осуществляются только Минфином России, а не независимым от функции контроля за аудиторской деятельностью Росстатом, который, кстати, эту форму отчетности утвердил и вроде бы как по логике вещей должен заниматься сбором и обработкой такой информации.
С одной стороны, можно с пониманием отнестись к тому, что в последние годы с легкой подачи регулятора российские аудиторы, уставшие от постоянного напряжения и неопределенности, переходят к менее затейливым видам деятельности на рынке интеллектуальных услуг — бухгалтерскому аутсорсингу, налоговому консультированию и др. Но, с другой стороны, если уж аудиторы взялись самостоятельно регулировать свою профессиональную деятельность, то нужно подходить к этому грамотно и всесторонне, исходя из реальной ситуации на рынке.
А.В. Парамонов