Кодекс об административных правонарушениях станет более гуманным по отношению к предпринимателям
Проект общей части Кодекса об административных правонарушениях находится на рассмотрении в Госдуме. По мнению авторов проекта, предлагаемые поправки усовершенствуют отечественное законодательство и позволят более эффективно решать задачу предупреждения различных правонарушений.
Так, поправками вводится новый вид наказания - ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя за грубые административные правонарушения. В частности, ликвидация будет назначаться за отсутствие лицензии или обязательного членства в СРО.
Предусматривается разделение всех административных нарушений на грубые, значительные и менее значительные. Ответственность по ним будет зависеть от категории преступления. Например, штрафы для ИП за грубые правонарушения будут достигать 400 тыс. руб., а для юрлиц 60 млн руб.
Денежное взыскание за грубые и значительные правонарушения может выражаться в размере, превышающем однократную величину правонарушения (в стоимостном или суммовом выражении), но не превышающем его трехкратной величины. Авторы считают такой подход к определению размеров штрафов более разумным.
Минимальная давность привлечения к административной ответственности увеличена до одного года (вместо нынешних двух месяцев), по делам о нарушениях бюджетного и таможенного законодательства – до двух лет, по делам о налогах и сборах - до трех лет, по антимонопольным делам – до четырех лет, а по делам о противодействии терроризму и коррупции – до шести лет.
В новой версии КоАП к принципу равенства перед законом и презумпции невиновности добавляются принцип вины, принцип законности, принцип справедливости и соразмерности, принцип гуманизма, принцип неотвратимости административной ответственности, принцип недопустимости повторного наказания за одно нарушение и принцип обеспечения защиты.
Одной из нужных новелл является перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении административного правонарушения. К таким обстоятельствам будет относиться принятие компанией всех возможных мер, направленных на предупреждение этого нарушения. Письменные разъяснения законодательства со стороны органов власти лицу, привлекаемому к административной ответственности, также могут служить своего рода «индульгенцией» для предпринимателя.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Аржанников Алексей, Юрист, Холдинг «Люди Дела»Необходимость реформирования Кодекса об административных правонарушениях назрела очень давно. Пожалуй ни один закон в юридическом сообществе не критикуется столь же часто, как КоАП. И дело даже не в том, что данный Кодекс содержит в себе множество неясностей (которые трактуются в разных ситуациях в ту или иную сторону) и непропорциональных видов ответственности, а в том, что нынешние формулировки Кодекса создают возможности для коррупционных проявлений и незаконных воздействий на предпринимателей.
В этой связи законодателю в первую очередь необходимо вводить в Кодекс прозрачные и понятные алгоритмы привлечения к административной ответственности и назначения того или иного вида наказаний – собственно большинство описанных выше нововведений преследует именно эту цель.
Считаю разумным и правильным введение градации административных правонарушений в зависимости от их характера, также как и градацию размера штрафов в зависимости от «тяжести» административного правонарушения.
Однако ни законодательные положения, ни мнения юридического сообщества не смогут ответить на главные вопросы, который сопровождает эти нововведения – как будут применяться новеллы Кодекса на практике? Будут ли предприниматели нести более адекватную и пропорциональную ответственность за совершённые правонарушения? Не даст ли это толчок для новых коррупционных схем?
Андрей Гэу, Сейчас.ру