Обязательное досудебное рассмотрение налоговых споров

15.07.2013

images

03 июля 2013 года были опубликованы изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, которые устанавливают обязательный досудебный порядок обжалования всех налоговых споров

Ранее действовавшая редакция Налогово кодекса предоставляла налогоплательщику, имеющему разногласия с налоговым органом, два способа разрешения спора:

  1. Путём подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа налогоплательщик вправе подать заявление в суд.
  2. Путем подачи заявления напрямую в суд.

Исключение из данного порядка было установлено только для споров, возникающих между налогоплательщиком и налоговым органом по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок – данные споры в обязательном порядке рассматривались сначала вышестоящим налоговым органом, и только поле рассмотрения данным органом жалобы налогоплательщика последний был вправе обратиться в суд.

Согласно нововведениям, вступающим в силу с 03 августа 2013 года, все споры с налоговыми органами налогоплательщик обязан будет разрешать сначала в досудебном порядке (путём подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган), и только после рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом налогоплательщик будет вправе обратиться в суд за разрешением налогового спора.

Жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также жалоба на решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, может быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение месяца со дня их вынесения.

Вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть поданную налогоплательщиком жалобу в течение 15 дней с момента её получения. Исключение из этого правила установлено для рассмотрения жалобы на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – данная жалоба рассматривается в течение одного месяца с момента её поступления.

Налогоплательщику следует быть внимательным при подготовке жалобы в вышестоящий налоговый орган – Налоговый кодекс теперь предусматривает требования к оформлению и содержанию жалобы, установленные новой статьёй 139.2 Налогового кодекса.

Также в Налоговом кодексе появилась статья 139.3, в соответствии с которой налоговый орган, рассматривающий поданную жалобу, оставляет её без рассмотрения в случае, если а) жалоба не подписана (подписана лицом, не имеющим полномочий); б) жалоба подана по истечении срока на «ведомственное» обжалование; в) ранее налогоплательщиком уже была подана аналогичная жалоба; с) жалоба отозвана налогоплательщиком.

Инициаторы вышеописанных нововведений считают, что данный порядок разрешения налоговых споров позволит налогоплательщикам оперативно разрешать возникающие разногласия с налоговыми органами, так как жалобы будут рассматриваться в течение 15 (в некоторых случаях 30) дней с момента их подачи, тогда как в судебном порядке срок рассмотрения спора обычно составляет от двух-трёх месяцев до одного года. Также, по словам разработчиков нововведений, данный порядок рассмотрения налоговых споров позволит снизить нагрузку на судебные органы.

Следует отметить, что в настоящее время практически по всем разногласиям, возникающим у налогоплательщиков и налоговых органов, имеется сформировавшаяся и достаточно устойчивая судебная практика (в том числе высших судов), а также ведомственные и правительственные разъяснения, а следовательно, рассмотрение жалоб налогоплательщиков в вышестоящих налоговых органах не будет сводиться к спорам о толковании и применении норм налогового права.

Однако, как показывает практика рассмотрения жалоб налогоплательщиков на результаты рассмотрения проведения выездных и камеральных налоговых проверок (напомню, обязательное «ведомственное» обжалование решений налоговых органов до вышеописанных нововведений было лишь для указанных споров), вышестоящие налоговые органы в подавляющем большинстве случаев оставляют решения своих коллег из нижестоящих налоговых органов в силе. При этом данные решения налогового органа и вышестоящего налогового органа довольно часто отменяются арбитражными судами.

Очевидно, аналогичная ситуация будет складываться и после вступления в силу нововведений, устанавливающих обязательный досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) налоговых органов. А значит, зачастую разрешение налогового спора будет лишь затягиваться. А учитывая, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта (действия), в некоторых случаях обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения налоговых споров может обернуться для налогоплательщика дополнительными трудностями. И тут очень важным аспектом разрешения спора становится юридически грамотно (например, с помощью юриста, специализирующегося в области налогового права) составленная жалоба в вышестоящий налоговый орган, дабы у него налогового органа не имелось каких-либо (процессуально-правовых или материально-правовых) оснований для отказа в удовлетворении жалобы налогополательщика.

 

Алексей Аржанников, юрист ЗАО «Юридическое Агентство «Люди Дела»

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее

Проекты

2015

Проект по подбору персонала на вакансию менеджер по работе с клиентами в компанию по производству и продаже бытовой техники премиум класса.

Подробнее

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 12.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее

Статьи

Видео. Обзор дисциплинарной практики адвокатской палаты года Москвы

В видео представлен обзор дисциплинарной практики адвокатской палаты года Москвы

Подробнее