Покусились на святое

14.10.2011

Справка: ЗАО «БФК» (сочетание букв не расшифровывается) основано в 1994 году. В составе — 11 учредителей. Производственные площади — более 30 тыс. кв. м, собственные мощности позволяют производить около 1 млн кв. м ПВХ-изделий в год. В штате более 2000 сотрудников. По оценке портала business-rating.net, БФК является лидером российского рынка пластиковых окон. Финансовые результаты за 2010 год: выручка — 1,053 млрд руб., чистая прибыль — 12,424 млн руб. (business-rating.net, «СПАРК-Интерфакс», собственные данные ЗАО «БФК».)

1

В четверг, 29 сентября, Новосибирское УФАС России объявило ЗАО «БФК» нарушившим требования ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». Компанию обвинили в распространении оскорбительной рекламы — плакатов, листовок, баннеров и телероликов, в которых использовался образ советского солдата с известного плаката Виктора Иванова «Враг коварен — будь начеку». Сам образ солдата вне рекламного контекста, по мнению ФАС, никого не оскорбляет. Оскорбительным является близкое соседство этого образа со слоганом «Мы взяли лучшее! Немецкий профиль VEKA фурнитура ROTO. Отдаем за 2000 руб.*».

Замруководителя новосибирского управления ФАС Татьяна Лопаткина уточнила, что за нарушение закона, в котором обвиняют компанию «БФК», предусмотрены штрафные санкции в пределах от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

В Новосибирском УФАС рассказали, что волна жалоб в Новосибирск пришла из Омска. Там антимонопольное ведомство даже провело опрос на своем сайте, в котором приняли участие 600 респондентов. «Более 70 % проголосовавших посчитали использование образа советского солдата в данной рекламе недопустимым», — объяснили в УФАС. Дать более развернутые объяснения в ведомстве отказались, сославшись на свое право готовить мотивационную часть решения в течение 10 дней.

Компания «БФК» называет претензии ФАС необоснованными. Руководитель службы маркетинга и рекламы Наталья Замосковцева утверждает, вопросы к компании изначально появились в Омске, где дилеру компании за точно такое же нарушение выписали штраф как физическому лицу, «явно дав понять, что писали в УФАС конкуренты».

Замосковцева подчеркивает, что к ветеранам войны и подвигу советского народа во время Великой Отечественной войны в компании относятся с большим уважением. «Слоган «Мы взяли у немцев лучшее» ни в коей мере не подразумевает физическое изъятие имущества у немецкого народа, — объясняют в «БФК». — В данном случае отбор — это процесс выбора из лучших комплектующих и материалов. Подобные слоганы используются, к примеру, в рекламе кофе: «Мы отобрали для вас лучшие бразильские зерна». Основной слоган рекламной акции — не более чем игра слов. Образ солдата был использован исключительно для привлечения внимания аудитории в преддверии праздника 9 Мая». Также в компании считают недопустимым выносить решение на основании интернет-опроса и для выяснения спорного вопроса требуют привлечь экспертов.

Опрошенные нами эксперты неоднозначно оценивают рекламную кампанию «БФК». «От такой рекламы, на мой взгляд, веет бездушием, — говорит автор скандальной рекламной кампании сети Extreme Fitness (голые мужские и женские торсы со слоганом «Все мужчины/женщины делают это») Кристина Большакова. — Я бы с большой осторожностью использовала подобные образы в рекламе, так как они могут задеть за живое, обидеть тех, кто принимал непосредственное участие в войне».

«Эта реклама сразу отсекает возрастной сегмент «45+», — говорит директор по маркетингу и продажам «Сибирских Сетей» Сергей Вепренцев.

— Для людей старшего возраста она выглядит кощунственно — страна-победитель так не поступает. Современная молодежь может вообще не понять, о чем идет речь. В итоге получилась неоднозначная реклама с непонятным эффектом «мы забрали (подразумевается — на халяву), а теперь продаем».

«Накануне 9 Мая весь город чуть менее чем полностью завешан образами советских солдат, и мне представляется, что образ затирается и перестает ассоциироваться с конкретной компанией, — говорит директор коммуникационного агентства «АГТ-Сибирь» Егор Егошин. — Количество солдат на всех носителях таково, что, к сожалению, стирается значение этого образа. Если компания хочет выстроить коммуникацию на тему Великой Отечественной, лучше помочь какому-нибудь социально значимому проекту, например, акции «Георгиевская ленточка».

Несмотря на неоднозначное отношение к рекламному макету «БФК», опрошенные нами участники рынка выразили уверенность, что ФАС перегибает палку с попытками назвать эту рекламу оскорбительной. В ведомстве так не считают и ставят это дело в один ряд с нашумевшим в Новосибирске случаем использования образа «Родины-матери», которая на рекламных листовках небольшого обувного магазина в ДК Попова держала в руках не текст воинской присяги, а объявление о скидках.

Руководитель юридического агентства «Люди Дела» Кирилл Кузнецов считает, что шансы ФАС выиграть дело в суде минимальны, однако добавляет, что дело до суда, скорее всего, не дойдет. По его словам, ведомство может договориться с «БФК» о наложении штрафа не на компанию, а на должностное лицо: в таком случае его сумма будет смехотворной — несколько тысяч рублей, — а ФАС формально победит в спорной ситуации. В «БФК» говорят, что свою правоту компания готова отстаивать до последнего.



Кирилл Маковеев

НГС.БИЗНЕС - Покусились на святое 

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее

Проекты

2015

Проект по подбору персонала на вакансию менеджер по работе с клиентами в компанию по производству и продаже бытовой техники премиум класса.

Подробнее

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 03.05.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее

Статьи

Видео. Эффективная договорная работа

Из видео вы узнаете, как оптимизировать работу доверителей и минимизировать его риски со стороны проверяющих органов.

Подробнее