Как работать и вести себя так, чтобы вас оценил и полюбил начальник

02.11.2010

Тяготы работы, странности начальника — наверное, такая же универсальная тема для бесконечных сетований, как и капризы погоды. Некоторые воспринимают нелюбимую работу как неизбежный атрибут взрослой жизни. Однако оптимисты требуют от восьмичасового рабочего дня большего — удовольствия, самореализации, общения. Чтобы работа перестала быть тягостной, нужно для начала стать ценным кадром — не только в своих собственных глазах, но и в глазах босса. Корреспондент SHE попросила психологов и бизнес-тренеров критически оценить популярные советы «Как стать любимицей начальства?».

Проявлять инициативу

 есть идея «Сотрудник, который тихо сидит на своем месте и не выражает заинтересованности в работе, вызывает подозрение и относится к категории нелояльных к компании», — считает директор кадрового агентства «Люди Дела» Светлана Смольникова. Однако совету «быть активной» не нужно следовать с чрезмерным энтузиазмом. Инициатива должна проявляться только в рамках должностных обязанностей, в рамках корпоративной культуры и бюджета. «Если секретарша заранее продумает, какие документы могут потребоваться руководителю, и подготовит их — это будет ценно. Но если она будет проявлять инициативу как руководитель, превышая свои полномочия, я сомневаюсь, что начальнику это понравится», — рассуждает бизнес-консультант Екатерина Гордеева.

Итак, устраиваясь на работу, выясняйте точный список должностных обязанностей, а если у вас родились предложения вне вашей компетенции, их стоит излагать только после серьезного аргумента в их пользу. И стоит задуматься: готовы ли вы нести ответственность за свои предложения?

Не критиковать начальство. Не показывать, что вы умнее

 борьба умов Этот совет — сущая правда: никто не любит умников (в дурном смысле слова) и никто не любит выглядеть дураком — и начальники не исключение. Если же босс кажется вам совершенно лишенным логики, здравого смысла и компетенции, стоит задать себе один вопрос. «Если он начальник, то какими качествами он обладает, чтобы быть начальником, и если я такая умная, то почему до сих пор не на его месте?» — советует коуч и менеджер по персоналу Лилия Евсюкова.

 

Если донести до начальства ваши сомнения в верности выбранного курса все же необходимо, лучше зайти издалека.

«Задавайте такие вопросы, чтобы руководитель сам пришел к вашему выводу», — предлагает Екатерина Гордеева, напоминая о самом частом методе эффективного взаимодействия женщины с мужчиной — неважно, мужем или начальником.

Не задавать лишних вопросов

Вопросы

Суетливый сотрудник, неспособный принимать даже мелкие решения, раздражает. А слишком много мелькают перед глазами начальства обычно те, кто хочет выслужиться. Как сохранить золотую середину, ведь и слишком большая самостоятельность, как мы выяснили выше, иногда чревата? «Существует универсальное правило — по каждой проблеме советоваться с руководством либо просить совета только один раз. А в дальнейшем в аналогичных ситуациях действовать либо по аналогии, либо уже в соответствии со своими представлениями или наработанным опытом», — считает Алена Алферова, директор филиала компании HеadHunter по Сибири и Дальнему Востоку.


Найти слабые места начальника и стать его «правой рукой»

Правые руки нужны всем, и мало кто из начальников не хотел бы иметь в штате идеального сотрудника — в курсе всех дел, всегда готового подставить плечо. Кроме того, это выгодно самим сотрудникам: повышение получают те, на кого руководитель может рассчитывать всегда и во всем. Искать слабые стороны руководителя как личности — довольно бесперспективно и даже рискованно. Гораздо полезнее служить на подмоге в слабых местах организации процесса. «К примеру, руководитель — генератор идей, а вы — тот, кто эту идею дорабатывает, воплощает в жизнь. Или наоборот», — поясняет Екатерина Гордеева.

Не конфликтовать с коллективом

 конфликт
Крепкая дружба в коллективе — редкое явление. Да и дружить с коллегами в целом не всегда и нужно. Достаточно уметь мирно сосуществовать в интересах общего дела. «На работе должны быть отношения партнерства. Эти отношения подразумевают спокойное обсуждение различных точек зрения и нахождение наилучшего совместного решения», — Лилия Евсюкова справедливо напоминает, что на работе всем нужно «дружить» только в плане соблюдения интересов компании. Нужно научиться различать конфликты-споры по поводу улучшения рабочего процесса и конфликты, вызванные всплеском эмоций по личным поводам. Если вы чем-то недовольны, задайте себе вопрос, вызвано ли это тем, что вы предложили более действенный вариант решения общей задачи, а его не оценили, или же личным отношением к чересчур болтливой и нарядной коллеге, которая его и отвергла? Специалисты считают, что женщинам немного труднее, чем мужчинам, точно определять причину своих эмоций.

Спокойно воспринимать критику
Умный человек не обижается — он делает выводы. «Организация проходит разные этапы развития, и даже если ты давно в компании, взгляд может «замылиться». Поэтому всегда важно иметь возможность оценить свои действия со стороны», — комментирует Алена Алферова. Здесь важно научиться различать критику конструктивную и неконструктивную. «Если критика используется как манипуляция, — рекомендует Екатерина Гордеева, — стоит задать вопрос: «Что предлагаете?» или «Зачем вы мне это говорите?».

И, наконец, контролируйте эмоции. Критикуя вашу работу, обычно критикуют именно работу. Женщины же склонны переносить критику на свою личность, а тут не обидеться крайне сложно.

Приходить на работу вовремя

 Часы
Вечный спор банковского планктона и творческих личностей: является ли опоздание критичным фактом вашей трудовой биографии? Если вы не согласны и не понимаете «Зачем в эти часы быть на месте?», то предложите альтернативное решение с выгодой для организации и с конкретными подтверждающими фактами. Важно высказать именно аргументированное предложение, а не просто недовольство системой.

Ирина Киснер

www.ngs.ru

Возврат к списку

Проблемы

Возникли претензии правоохранительных или государственных органов

Подробнее

Проекты

2015

Проект по подбору персонала на вакансию менеджер по работе с клиентами в компанию по производству и продаже бытовой техники премиум класса.

Подробнее

Новости

Еженедельный ДАЙДЖЕСТ 26.04.2024 года

Еженедельный дайджест для клиентов и партнеров Холдинга "Люди Дела - BPC group"

Подробнее

Статьи

Видео. Эффективная договорная работа

Из видео вы узнаете, как оптимизировать работу доверителей и минимизировать его риски со стороны проверяющих органов.

Подробнее